Версия для слабовидящих

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения
«Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер»

629001, ЯНАО, г. Салехард, ул. Глазкова д,2 корп. Б

тел/факс: (34922) 4-70-49,

info@opnd.yamalzdrav.ru

Телефон доверия: 6-23-73
Телефон "Горячей линии": 4-11-09
Для слабовидящих
 

Главная » Новости » Метод ТОMATIS в Салехарде. Нейросенсорная слуховая стимуляция.

Метод ТОMATIS в Салехарде. Нейросенсорная слуховая стимуляция.

     С марта 2018 года на базе ГБУЗ ЯНОПНД при проведении психокоррекционных занятий начал активно применяться метод Нейросенсорной слуховой стимуляции ТОМАТИС с использованием французского аппарата TalksUp.

     Каждый курс, ориентировочно, состоит из 15 ежедневных занятий (в течение 3х недель, кроме выходных, перерыв между занятиями не должен быть более 3х дней), длительность каждого занятия в среднем 1 час. Продолжительность одного занятия и всего курса, выбор количества курсов, продолжительность перерыва между курсами, выбор программы определяется индивидуально, в зависимости от нарушенных функций, возраста ребёнка, наличия динамики в психическом состоянии.

     Занятия проводит медицинский психолог ГБУЗ ЯНОПНД Иванова Анна Сергеевна, прошедшая первый уровень обучения методу Томатис.

     Задать вопросы и записаться на занятия можно по телефону регистратуры 4-73-51.

     Услуга предоставляется как на платной основе, так и бесплатно по направлению врача психиатра.

     

     

     О методе Томатис

     Альфред Томатис - французский врач отоларинголог, хирург, фониатр (1920-2001). Метод Томатиса  – немедицинская, обучающая программа, представляющая собой систему слуховых тренировок, направленную на улучшение восприятия и переработки мозгом аудиоинформации. Ее суть в том, что человек заново учится слушать, его мозг работает с полученными звуками совершенно по-другому, и информация усваивается лучше. Стимуляция мозговой деятельности происходит с помощью:

     - Специально обработанного звука. Существуют два типа проводимости звука (вибрации): воздушная (когда мы слышим звуки из окружающей среды или через наушники) и костная (обычно так нам слышен наш голос, когда мы говорим). При использовании метода «Томатис» звуковой поток разделяется на каналы, позволяя задействовать оба типа проводимости. Это стимулирует работу среднего и внутреннего уха, что в итоге лучше активизирует работу мозга.

     - Отфильтрованных частот. Каждая частота оказывает влияние на определенные участки мозга. Это дает отличную возможность активировать те или иные функции:

     - использование низких частот тренирует вестибулярный аппарат, развивая координацию, равновесие, моторику, ориентацию в пространстве;

     - применение средних частот способствует улучшению речи, внимания и памяти;

     -высокие частоты помогают благоприятно воздействовать на зону мозга, связанную с эмоциями.

 

     Звук передается вначале на барабанную перепонку, а затем благодаря костной проводимости стимулирует рефлекс сокращения-расслабления мышц стремечка и молоточка. Этот эффект достигается в результате перцептивного звукового контраста (двукратного чередования частоты и интенсивности звука), который «удивляет» ухо. В результате вибрации, вызванной звуковыми колебаниями, эти мышцы, в свою очередь, приводят в движение улитку и вестибулярную мембрану среднего уха. Изнутри улитка покрыта волосковыми клетками, которые преобразуют звуковую вибрацию в электрические импульсы. Эти импульсы поступают в ретикулярную формацию головного мозга, которая представляет собой обширную нейронную сеть, контролирующую общий уровень активности мозга. Иначе говоря, улитка и вестибулярная мембрана создают нервные импульсы, стимулирующие головной мозг; в этом случае мы говорим, что они выполняют функцию «зарядки коры головного мозга». Более того, вестибулярная мембрана передает в мозг сигналы о самых незначительных движениях тела, поэтому напрямую влияет на чувство ритма и равновесие. 

      Ребенку транслируют с помощью специальных наушников отфильтрованную определённым образом музыку Моцарта, григорианские песнопения, вальс. В процессе занятий ребенок может рисовать, играть или заниматься каким-либо другим спокойным видом деятельности. 

     

Области применения метода Томатис (возраст от 2х лет):

     - Улучшение эмоционального и психического состояния. Занятия снимают нервное напряжение, тревожность, устраняют подавленность, заторможенность (при ЗПР), гиперактивность (СДВГ), уменьшают невротический компонент при энурезах, страхах, способствуют восстановлению после сильных стрессов.

     - Развитие речи. Рекомендуется при ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалии, афазии, плохом произношении звуков, скудном словаре, дизартрии, дисграфии, дислексии, сложностях самостоятельного построения фразы и предложения, а также при проблемах со словогой структурой слова и заикании.

- Развитие и улучшение координации движений, если ребенок неловкий, часто падает, с трудом управляет своими конечностями, у него нет чувства ритма, плохо развита крупная и мелкая моторика (при ДЦП).

     - Развитие коммуникативных качеств. Слуховые тренировки особенно рекомендуются детям с аутизмом. Они способствуют личностному росту, улучшению коммуникативных навыков и взаимодействия с окружающими, развитию творческих способностей, повышению работоспособности, самооценки.

     - Развитие интеллекта. Улучшает внимание, реакцию, скорость мышления, повышает интерес к учебе, устраняет проблемы с чтением и письмом. Рекомендуется при СДВГ, ОНР, умственной отсталости.

     - Улучшение качества голоса. Способствует развитию музыкального слуха и постановке красивого чистого голоса.

     -Развитие способностей к языкам. Слуховые тренировки помогают человеку различать фонетические особенности языка, улучшать понимание и запоминание иностранной речи.

     - Также занятия по Томатису рекомендованы и беременным женщинам в период подготовки к родам. Считается, что это способствует психоречевому развитию ребенка еще в утробе матери.

 

Противопоказания

     Терапия по методу Альфреда Томатиса противопоказана при следующих состояниях:

  •      опухолевые заболевания головного мозга;
  •      тяжелые инфекционно-воспалительные процессы;
  •      острые формы любой болезни;
  •      отит;
  •      наличие кохлеарного имплантата;
  •      кисты головного мозга;
  •      при эпилепсии во избежание перестимуляции подбирается определённая програмы

     

Перед началом занятий обязательно проведение электроэнцефалографического исследования!

Необходимо понимать, что данный метод является дополнительным при психокоррекционной работе и для более видимой положительной динамики в психическом развитии целесообразно совмещать его в комплексе с занятиями дефектолога, логопеда, психолога, а также при необходимости с медикаментозным сопровождением по назначению врача.

Подробнее о методе можно узнать на официальном сайте https://www.tomatis.com/ru