Главная » Новости » РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА вследствие поражения головного мозга

РЕЧЕВЫЕ РАССТРОЙСТВА вследствие поражения головного мозга

Вербальные

Афазия – распад уже имевшейся речи, вызванный локальным органическим поражением речевых зон головного мозга.

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, то есть, в той или иной степени страдает и экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), и импрессивная речь (восприятие и понимание), и как следствие, внутренняя и невербальная речь (собственно чтение и письмо).

Специфика речевых нарушений при разных видах афазий отражает индивидуальную картину поражения головного мозга человека.

При тяжелых поражениях возникает тотальная афазия (отсутствие способности как говорить, так и воспринимать речь).

Дизартрия – расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры.


При тяжелых поражениях возникает анартрия (полное отсутствие вербальной речи).

Невербальные

Дислексия – парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения.

Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного).

Принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (его полную утрату).

Дислексия и алексия могут наблюдаться изолированно, однако чаще они сочетаются с другим нарушением речи – дисграфией.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, так как в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.

Принято различать дисграфию (частичное расстройство навыка) и аграфию (его полную утрату).

Лечение и прогноз

Восстановительная работа по преодолению речевых нарушений очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества лечащего врача, логопеда, психолога, самого пациента и его ближайшего окружения.

Восстановление речи протекает тем успешнее, чем раньше начаты коррекционные мероприятия (раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов).

Прогноз восстановления речевой функции определяется локализацией и размером области поражения головного мозга, степенью выраженности речевых расстройств, восприимчивостью организма пациента к медицинским препаратам,  сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента, а также его личностными особенностями.

Профилактика речевых расстройств заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и черепно-мозговых травм, своевременном выявлении опухолевых поражений головного мозга.

Нарушения речи – это различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

О нарушениях речи говорят в том случае, если присутствуют отклонения функционирования психо-физиологических механизмов речи, а также несоответствие уровня речевого развития возрастной норме.

Телефоны ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер»:

Телефон регистратуры поликлиники

4-73-51

Телефон стационара

4-65-16

Круглосуточный телефон психологической помощи

6-23-73