Профилактика и раннее выявление признаков суицидального поведения у несовершеннолетних

Возможные проявления суицидального поведения у подростков на начальном этапе:
- Прямые высказывания, а также оговорки или незавершенные мысли, отражающие суицидальные тенденции;
- Наличие паралингвистических аффективных нарушений: явная замедленность темпа речи, заполнение речевых пауз глубокими вздохами, монотонность интонаций и т.д.;
- Беспричинное снижение настроения и повседневной активности;
- Утрата прежних интересов, прекращение или уменьшение контактов с друзьями, равнодушие к происходящему;
- Прогулы занятий, снижение успеваемости, плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
- Появление желания уединиться, отдаление от близких людей;
- Рискованное поведение, которое с большой долей вероятности может привести к причинению вреда своей жизни и здоровью;
- Появление проблем со здоровьем: потеря аппетита, либо, наоборот, чрезмерное потребление пищи, ощущение слабости, бессонница либо чрезмерная сонливость;
- Появление несвойственных ранее реакций в виде бесцельных уходов из дома, блужданий в одиночестве, появления дома в нетрезвом состоянии;
- Прослушивание печальной музыки с соответствующим текстовым содержанием;
- Появление интереса к темам смерти, ухода из жизни.
- Поиск соответствующих ресурсов в интернете, социальных сетях.
Основы профилактики суицидального поведения детей и подростков в семье:
- Ежедневное общение с ребенком;
- Уважение к тому, что кажется ему важным и значимым;
- Обсуждение планов ребенка на ближайшее и отдаленное будущее;
- Беседы с ребенком на серьезные и, возможно, сложные для осмысления темы: что такое жизнь? в чем смысл жизни? что такое любовь, дружба, предательство и другие понятия;
- Помощь ребенку в построении своего ценностного мира, в котором жизнь – сама по себе ценность, которую ничто не может заменить;
- Формирование понимания того, что опыт поражения также важен, как и опыт достижения успеха;
- Понимание, что стоит за внешней грубостью ребенка – самообразование по направлению психологии подросткового возраста;
- Избегание авторитарного стиля воспитания в силу его неэффективности и даже опасности;
- Разумный баланс между свободой и несвободой ребенка;
- Демонстрация на своем примере адаптивного поведения и мышления;
Своевременное обращение к специалисту – психологу или психиатру.
Суицидальное поведение – это сложный процесс, являющийся следствием взаимодействия ряда биологических, психологических, клинических, социальных, этнокультуральных и ситуационных (стрессовых) факторов, в связи с чем, профилактика и коррекция причин данного поведения должна также вестись комплексно.
ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер» в соц.сетях:
INSTAGRAM: @opnd89
VKONTAKTE: vk.com/opnd89
Телефоны ГБУЗ «Ямало-Ненецкий окружной психоневрологический диспансер»:
Телефон регистратуры поликлиники
4-73-51
Телефон стационара
4-65-16
Круглосуточный телефон психологической помощи
6-23-73